Лаборатория будущего. Культурно-досуговые учреждения
Аналитический отчет
Подготовлен Координатором - Сергеем Зориным
5 и 6 октября 2021 г. в СПб ГБКДУ Дом народного творчества и досуга, Фонд развития культуры "Эфес", при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, провел Лабораторию будущего для культурно-досуговых учреждений Санкт-Петербурга. 62 участника, среди которых были работники культуры города и студенты СПбГИК, два дня работали в командах с образами будущего культурной среды. В финале 6 учреждений культуры представили свои проекты, которые будут реализованы в течение ближайших двух лет..
Присутствовали работники КДУ, находящиеся в различных профессиональных ролях – от руководителей до технических работников, а также студенты профильных учебных заведений. Часть участников присутствовали по собственному желанию (были заинтересованы в процессе), часть были привлечены в “директивном” порядке. Это позволило выявить неочевидные препятствия к развитию КДУ в целом.
Общая явка от зарегистрированных участников составила 76%. Высокий % явки может объясняться общим пониманием необходимости изменений в работе культурно-досуговой сферы, что подтверждается достаточно высокой активностью в группах (в среднем активны были около 70% состава) и заинтересованностью в процессе.
В процессе было заметно, что участникам тяжело дается “генерирование идей”, необходимо время для адаптации к новому процессу и внешняя поддержка модераторами. Наиболее вероятной причиной видится сложившаяся практика заданий “спущенных сверху”, особенно ярко это проявилось на студентах, которые в целом готовы становиться инициаторами идей, но действуют из позиции “сделаем, что скажут”. В результате возникает очевидное противоречие между тем, что они хотят делать и тем, как сложилось в практике, что приводит к изначальному отторжению внешних инициатив.
В целом можно отметить высокий % инициативных среди участников (не менее 30%), что позволяет сделать вывод о наличии в КДУ людей, на которых можно опереться в развитии учреждений. Они готовы брать на себя ответственность за разработку и реализацию проектов при незначительной внешней поддержке.

День 1

Атмосфера и динамика в процессе

В целом дружеская и благоприятная атмосфера способствует возникновению новых идей и готовности к взаимодействию с коллегами, что значительно расширяет возможности развития КДУ. Благодаря взаимной поддержке участникам удавалось размышлять о новом по новому. Можно отметить некоторую сложность в переходе от мышления стандартными рабочими процессами, но она без особых затруднений преодолевалась.

Выявленные проблемы и сложности
(Свод из отчетов модераторов)
  • Фокус мышления на том, что можно сделать в условиях ограничений и что свободные идеи ни к чему не приведут
  • Программы культурных событий в городе не соответствуют потребностям населения и носят в большей степени предписательный формальный характер
  • Трудно оторваться от реальности
  • Трудно генерировать новые идеи
  • Нет уверенности в том, что их не банальные, “фантастические”, необычные идеи будут приняты и не отброшены внешней аудиторией
  • Неуверенность в выступлении перед аудиторией в целом
  • Узкий круг культурных и социальных интересов
  • Отношение к мероприятию скорее как к полезной форме досуга, а не реальному размышлению и проектированию
  • Трудно долго удерживать внимание в плотной коммуникации и на сложных мыслях
  • Субъективное переживание несвободы и бессмысленности происходящего. Не добровольность и позиция жертвы спровоцированы тем, как со студентами обращаются.
  • Узость мышления: студенты готовы были поддерживать разговор только если это касалось происходящего внутри библиотек или в связи с библиотеками.
  • Амбивалентное отношение к предмету своей деятельности и своей судьбе: с одной стороны, студенты готовы были отстаивать правильность своего выбора, с другой стороны очень скептически отзывались о той же ситуации и ничего не могут с этим сделать
  • Сложности отойти от готовых ответов и шаблонов
  • Сложности включить реальное воображение-проживание
  • Сложно связывать ценностные пожелания к среде и действия конкретных людей или социальные системные решения.
  • Большое внимание группы к социальной сфере и изменению отношений, но очень маленький арсенал способов думать о её изменении, особенно у студентов.
  • Сложности с генерированием новых идей и придумыванием нового, легче чувствуют себя в привычных форматах и пытаются подтянуть всё под уже известное
  • Сложно ориентировать группу на глубокие мысли, проистекающие из общей сборки. Большинство идей были связаны с личными интересами и выглядели невыполнимыми.
  • Большой скептицизм по отношению к собственным идеям
Решение задачи развития КДУ требует способности к свободному мышлению, что в сложившихся условиях вызывает значительные сложности. Вероятно, это является результатом сложившихся практик в отрасли в целом, что в результате вызывает трудности интеграции сложившихся практик в новые процессы.
Схожесть выявленных проблем и сложностей в разных группах участников (по профессиональным ролям, по способу привлечения на лабораторию) указывают на системность и невозможность точечного решения.

Рекомендации по преодолению выявленных сложностей
(Свод из отчетов модераторов)
  • Ввести в оборот набор более легких форматов мероприятий, которые были бы интересны жителям
  • Чтобы разминать мышление будущего больше проводить подобных Лабораторий для того, чтобы расшатывать стереотипы и позволить себе мыслить смелее и шире
  • Вести обучение и тренинги на указанные компетенции и навыки
  • Выяснить, что им интересно самим, как людям
  • Поддержать создание ими проектов на эти темы
  • Предложить участникам варианты дальнейшего пути
  • Не использовать административный ресурс (в том числе для сбора сессий мышления)
  • Провести серию дискуссий о положение дел в обществе
  • Совместное мечтание/проектирование /рефлексия
  • Использовать различные форматы развития мышления и прототипирования
  • Делать обзоры различных форматов досуга
  • Проводить тренинги по развитию креативности, практики рефлексии и саморефлексии
  • Чаще устраивать стратсессии, совместные обсуждения стратегий и проектов, чтобы использовать возможности коллективного мышления.
  • По возможности дать участникам осознать глубину смысла проведения лаборатории будущего перед ее началом, связь с проектной работой, которая будет проводиться во второй день для дальнейшей реализации в реальной жизни
  • Работать с мотивацией участников
  • Работать с собственными ценностями и смыслами каждого из участников
Необходимо поощрять и поддерживать инициативы не на формальном уровне. Вероятно, это возможно через предоставление определенной свободы в выборе проектов и способах их реализации через создание системы административной поддержки, в которой роль администрирования становится обеспечивающей, а не контролирующей.
Наиболее яркие и интересные идеи

  • Организация исторических экскурсий в виде телепорта с использованием голограмм, VR технологий и 3D технологий
  • Формировать бренд досугового учреждения и транслировать ценность для каждого посетителя
  • Техника позволяет всем видеть вокруг людей их эмоциональное состояние в виде цветовой ауры
  • В городе везде есть звукоизолированные кабинки для чтения
  • Много спортивных площадок, позволяющих в одном месте заниматься сразу несколькими видами спорта
  • Свободные планшеты с литературой в общественных местах
  • Уличный библиотекарь
  • Фонтан-генератор идей социальных проектов
  • Сотрудник технической поддержки общественного пространства (площади, парка), помогающий любому воспользоваться техническими возможностями площадки
  • Инструктор-модератор городской спортивной активности (поддерживает и регулирует занятие спортом в общественных местах)
  • Мультиспорт – занятие сразу несколькими сильно отличающимися видами спорта связным образом
  • Многоборье 2.0 – соревнования по совершенно неожиданным комбинациям видов спорта
  • Сеть камер хранения и пунктов выдачи книг на станциях метро (как киоски “1й полосы”)
  • Прозрачные для прохожих творческие пространства
  • Роботы-помощники с голосовым управлением для получения информации на улицах города
  • Формирование экологического мышления на всех уровнях (городская среда, быт, жилище, человеческие отношения, осознанное потребление)
  • Экологическая карта (бонусы на карту за участие в экологических акциях, раздельном сборе мусора, сдаче отходов на переработку и т.д.)
  • Реинкарнатор, чья профессия изначально во 2 такте родилась из идеи бессмертия, в культуре была предложена роль человека, возрождающего к жизни произведения классического искусства, дающего им современное прочтение. Эта мысль пересеклась с идеей другой команды, которая предполагала при помощи виртуальных технологий возрождать бабушку или какого-то известного человека для разговора
  • Помогающий практик с базовыми психологическими навыками, который будет консультировать других людей в свободном формате, учитывая их потребности и структуру досуга и отдыха
  • Сочетание технической и духовной сфер в новом векторе развития проектов (IT Будда)
  • Развитие ментального направления (развитие новой профессии – ментолог)

Предложенные идеи указывают в целом на способность создавать и реализовывать интересные проекты, а также на то, что они прошли первичную проверку на потенциальную востребованность аудиторией.
Итоги первого дня

Общий скептицизм участников по отношению к инновациям в сфере трансформировался во вдохновление появившимися идеями. Несколько участников высказали сожаление, что изначально решили не идти на второй день и не включили его свои планы (это естественный процесс, изначально заложенный в формат). В результате некоторые из тех, кто был в первый день отправлен в “директивном” порядке, пришли на второй день.
В целом у участников появилась смелость думать о новом, возможных изменениях и способности самим влиять на них. Неопределенность превратилась в ясность – “я могу сделать то-то полезное и интересное”.

Итоги первого дня

Общий скептицизм участников по отношению к инновациям в сфере трансформировался во вдохновление появившимися идеями. Несколько участников высказали сожаление, что изначально решили не идти на второй день и не включили его свои планы (это естественный процесс, изначально заложенный в формат). В результате некоторые из тех, кто был в первый день отправлен в “директивном” порядке, пришли на второй день.
В целом у участников появилась смелость думать о новом, возможных изменениях и способности самим влиять на них. Неопределенность превратилась в ясность – “я могу сделать то-то полезное и интересное”.


День 2

На основе идей первого дня и имеющихся проектов в КДУ участникам было предложено разработать новый проект или доработать имеющийся. Стояла задача получить действительно реализуемый проект и проверить его на основе обратной связи от других участников. Научится представлять его быстро и понятно для тех, кто не участвовал в разработке. Быстро находить партнеров и видеть в существующих практиках ресурс для развития.
По итогам дня получилось сформулировать проекты с конкретными планами действий по их реализации.



В процессе разработки проектов участники стали размышлять из позиции “как преодолеть ограничения” , вместо “мы не сможем, нет ресурсов”.

Проекты представленные в финале:
ПМЦ “ОХТА” – проект “Модель ораторского мастерства в эпоху баттлов”

Проект, который позволяет объединить молодежную субкультуру и современные КДУ и на их основе создавать образовательные программы.
Главная находка – универсальная модель пространства для самовыражения и самореализации подростков “неформатов”
Молодежная библиотека на Гражданке "ЦГПБ им. Маяковского" – проект “VR-путешествие по книге”
Идея проекта строится на том, что увеличению оффлайн и онлайн книговыдачи (один из основных KPI библиотек) может способствовать вовлечение в содержательный и эмоциональный контекст как отдельных книг, так и целых миров авторов, через интерактивное взаимодействие потенциальных читателей (прежде всего молодежи) с медиаконтентом на основе этих книг с использованием AR/VR технологий.
Из особенностей проекта – он вписывается в действующие национальные проекты и программы (“Образование” и “Модельная библиотека”).
КДЦ Красногвардейского района – проект “Диалог” – универсальный инструмент исследования потребностей аудитории
Из особенностей проекта – изучение “партнерских” аудиторий, в результате будет возможность создавать программы, которые будут встраиваться в культурные и городские процессы и проекты.
КДЦ “Суздальский” – проект “Семейная экологическая школа”
Группа взяла в разработку экологический проект, актуальный в районе. В результате появился проект, которые объединяет интересы и потребности жителей района с возможностями КДЦ. Идеи, появившиеся в команде могут быть реализованы как самостоятельные, так и встроиться в действующие городские.

КДЦ Калининского района – проект “Здесь и сейчас”

Проект интересен созданием из КДЦ точки встречи с интересными спикерами. реализация такого проекта не потребует значительных затрат ресурсов, но при этом позволит развивать и взрослую, и молодежную аудитории

КДЦ "Кировец" – Проект "Форель"

Интересная находка проекта – связать неофициальную топонимику района с культурными проектами. В результате происходит связка современности и культурно-исторического кластера, что повлияет на имидж и привлекательность района в целом.

Итоги лаборатории

По отзывам участников, формат позволил им по новому посмотреть на свою деятельность и возможности, которые у них есть.

Made on
Tilda